Пятница
17.05.2024
04:55
 


 
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Каталог статей | Регистрация | Вход
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [4]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Леонардо да Винчи

          Итальянское Возрождение невозможно представить себе без Леонардо да Винчи. Искусство и наука были для этого удивительного человека неотделимы друг от друга: он неустанно наблюдал за окружающем его миром, стремился познать его тайны, разобраться в его устройстве. И можно смело утверждать, что именно да Винчи был первым среди ученых, чьи исследования можно возвести в ранг высокого искусства.

          Масштабы научной деятельности великого художника и всю значимость сделанных им открытий стало возможным осознать лишь после того, как были скрупулезно изучены разрозненные рукописи и документы, которые дошли до наших дней. О Леонардо уже много писали, еще больше говорили, и может показаться, будто жизнь его изучена уже вдоль и поперек, однако это не так. Великий Леонардо по-прежнему продолжает удивлять.

          Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано, близ городка Винчи, что раскинулся неподалеку от Флоренции. Его отец, сеньор Пьеро да Винчи, был богатым нотариусом, продолжающим дело своих предков. Пьеро да Винчи прожил длинную, полную событий жизнь (скончался он в 1504 году в возрасте семидесяти семи лет), был четырежды женат и стал отцом десяти сыновей и двух дочерей (последний ребенок родился, когда Пьеро было семьдесят пять лет). О матери Леонардо почти ничего не известно: в многочисленных биографиях великого мастера чаще всего упоминается некая «молодая крестьянка» Катерина.

          В эпоху Возрождения к незаконнорожденным детям зачастую относились не хуже, чем к детям, рожденным в священном церковью браке. А потому отец сразу признал Леонардо. Когда мальчику исполнилось четыре года, Пьеро забрал его в свою семью и дал ему начальное образование: маленький Леонардо научился читать и писать, постиг основные законы математики и выучил латынь. Уже тогда стало понятным, что Леонардо – не совсем обычный ребенок, ведь писал он весьма странным образом: во-первых, он был левшой и писал слева направо, во-вторых, он так переворачивал буквы, что текст возможно было прочитать лишь с помощью зеркала. Впрочем, сам Леонардо прекрасно осознавал эту свою способность, а потому, обращаясь к другим людям, писал обычным образом, «зашифровывал» лишь те записи, что делал для себя.

          Время шло, и, когда Пьеро было за тридцать, он переехал во Флоренцию и начал там свое дело. Леонардо переселился вместе с ним. Будучи незаконнорожденным, Леонардо не мог стать юристом или врачом, а потому в 1466 году, приняв во внимание способности сына к живописи, Пьеро решил сделать из него художника.

          Пьеро верил в талант сына. Отобрав несколько рисунков Леонардо, он отнес их своему близкому другу Андреа Верроккьо и попросил его сказать честно, достигнет ли Леонардо успехов на этом поприще. Искренне пораженный рисунками начинающего художника, Андреа поддержал решение друга и посоветовал ему немедленно отдать мальчика в обучение. Так четырнадцатилетний Леонардо поступил учеником к самому Верроккьо.

          Леонардо прилежно учился, проявляя недюжинную любознательность. Уже тогда он выказал склонность к исследовательской научной деятельности и свои открытия пытался увязать с работой в области живописи.

          У прославленного Андреа дель Верроккью, художника и ювелира, Леонардо обучался с 1467-го по 1472-й год. Талант Леонардо-живописца был призван учителем и публикой, когда юному художнику исполнилось всего лишь двадцать лет: Верроккью получил заказ на картину «Крещение Христа» (Галерея Уффици, Флоренция), и второстепенные фигуры должны были писать ученики художника. Для работы в то время живописцы использовали темперные краски – в их состав входили яичный желток, вода, виноградный уксус и цветной пигмент – и в большинстве случаев картины получались тусклыми. Леонардо рискнул и написал отведенные ему учителем фигуры ангела и часть пейзажа недавно изобретенными масляными красками. По легенде, увидев работу ученика, Верроккью сказал, что «его превзошли и отныне все лица будет писать только Леонардо». Надо сказать, что за время учебы да Винчи овладел сразу несколькими техниками рисунка: он умело использовал итальянский карандаш, серебряный карандаш, сангину, перо.

          В 1472 году двадцатилетний Леонардо стал членом флорентийской гильдии Святого Луки.

          К раннему периоду творчества художника относятся несколько изображений Мадонны, в которых свет, попадающий на фигуры, имеет сразу два источника – спереди и сзади. Взаимодействие двух противоположных потоков света делало предметы и объекты более округлыми, придавало им объемность.

          Да Винчи одним из первых добился рельефности, объемности изображения, искусно используя для этого игру светотени. Именно он изобрел приемы, благодаря которым стало возможным воздавать множество оттенков одного и того же цвета, подчеркивать тончайшие переходы от густой тени к ослепительно яркому свету.

          На картине «Мадонна Литта» (1490-1491) перед нами предстает вечный сюжет: женщина-мать держит на руках младенца, которого кормит грудью. Свет, проходя через два арочных окна, падает прямо на зрителя, и оттого стены кажутся совсем темными. В окнах виден тосканский пейзаж, затянутый голубоватой дымкой.

          Фигура мадонны вся изрезана светом, который не только идет из окна, но и льется спереди – свет этот может назвать светом материнства. Она нежно и задумчиво смотрела на Младенца, лицо ее, спокойное и умиротворенное, озарено светом мысленной улыбки, которая вот-вот проявится на ее губах.

          Яркие, выразительные детали указывают на сложную психологическую ситуацию, в которой оказались персонажи картины, - это момент отлучения ребенка от груди. Красота материнства, безмятежность младенчества, вечная жизнь в ее непрекращающемся течении – вот сюжет «Мадонны Литты».

          В 1482 году Леонардо уехал в Милан, богатейший город того времени, где ему стал покровительствовать сам герцог Лодовико Сфорца (1452-1508). Лодовико был могущественным правителем, он содержал целую армию, тратил огромные средства на проведение пышных празднеств, покупал произведения искусства. Когда Леонардо впервые явился на аудиенцию к великому герцогу, он представился как музыкант, военный эксперт, изобретатель оружия, военных колесниц и машин и лишь в конце заявил о себе как о художнике. В Милане Леонардо жил до 1498 года, и этот период его жизни был самым плодотворным.

          Именно в Милане Леонардо начал вести «дневники», от которых до наших дней дошло около 7000 страниц. После смерти великого мастера «дневники» достались его любимому ученику, Франческо Мельци. Однако, когда тот в свою очередь отошел в мир иной, «дневники» бесследно исчезли. Отдельные их фрагменты начали всплывать лишь в конце XVIII века и поначалу оставляли ученую публику равнодушной. Коллекционеры приобретали их за бесценок, не осознавая истинной ценности этих работ. Все изменилось, когда искусствоведам удалось установить автора всех этих разрозненных рукописей. Сейчас «дневники» находятся в разных коллекциях и среди них есть не только труды, посвященные архитектуре, гидравлике, геометрии, геологии, фортификации, философии, оптике и технике рисунка, но и искусствоведческие эссе, и анатомические зарисовки, и даже… амбарные книги.

          Около 1490 года он целиком и полностью сосредоточился на архитектуре и анатомии. Да Винчи сделал несколько вариантов проекта центральнокупольного храма (равноконечный крест, центральная часть которого перекрыта куполом), которой по форме своей должен был напоминать один из типов античного храма. Примерно к тому же времени относятся и анатомические точные рисунки черепов. Заметки, сделанные на полях рисунков, ясно указывают на то, что великого мастера в первую очередь интересовало строение человеческого мозга.

          В1490 году великий Леонардо создал один из самых знаменитых своих рисунков – «Витрувианского человека». Рисунок этот должен был послужить иллюстрацией для собрания трудов древнеримского архитектора и механика Витрувия, который в своих научных трактатах уделял много внимания пропорциям человеческого тела.

          «Таяная вечеря» является одной из самых известных работ Леонардо. Фреска, площадью 4,5х8,6 м, расположена на стене трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане, на высоте 3 м от пола, и занимает всю торцевую стену помещения. Леонардо ориентировал перспективу фрески на зрителя, благодаря чему кажется, будто боковые стены комнаты, в которой происходит действо, убегая вдаль, на самом деле являются продолжением реальных стен трапезной. В основу картины положен евангельский сюжет о последней встрече Христа со своими учениками, точнее, тот момент, когда Христос произносит знаменитые слова-пророчество: «Один из вас предаст меня». Фигуры на картине сгруппированы по трое. Каждая группа фигур – это порыв чувства, облеченный в особую пластическую форму. По жестам каждого из персонажей можно без труда догадаться, какие вопросы они задают и какие ответы получают. В этой работе Леонардо проявил себя не только как художник, но и как тонкий психолог, знаток человеческих душ. Используя выразительную мимику и язык жестов, он ясно показывает, что чувствует каждый из персонажей: горечь, недоумение, сомнение, ярость, страх и множество других эмоций.

          Лицо Иуды художник намеренно скрыл тенью, чтобы выделить его среди остальных учеников, лица которых, напротив, ярко освещены. Этим приемом живописец подчеркивает сущность Иуды, способного на предательство.

          После падения дома Сфорца в 1499 году Леонардо уехал во Фларенцию.

          В самом начале XVI века (1503-1505) Леонардо написал, пожалуй, самую известную свою картину. Мона Лиза была третьей женой флорентийского купца Франческо ди Бартоломео деле Джокондо. Небольшая по размерам картина производит поистине монументальное впечатление: Мона Лиза написана на фоне фантастического, окутанного легкой дымкой пейзажа. Знаменитая техника сфумато здесь доведена Леонардо до совершенства: тончайшая, точно тающая дымка, окутывая фигуру, смягчает контуры и тени.

          Улыбка Моны Лизы – одна из самых знаменитых загадок картины. Это легкая, блуждающая улыбка встречается во многих произведениях мастера, но именно в «Моне Лизе» она стала совершенной.

          В период с 1506-го по 1513-й год да Винчи снова живет и работает в Милане, только на этот раз он служит французской короне.

          В 1513 году Леонардо уезжает в Рим, в Ватикан, ко двору папы Льва X (1515-1521), но вскоре утрачивает благосклонность папы. Тем не менее он изучает растения в ботаническом саду Ватикана, составляет планы по осушению Понтинских болот, пишет заметки к трактату об особенностях человеческого голоса.

          Последние годы жизни Леонардо да Винчи связаны с Францией, куда он переехал в январе 1516 года по приглашению короля Франциска I. Поселившийся в замке Кло-Люсе и окруженный почтительным восхищением короля и придворных, он получил титул «Первый художник, инженер и архитектор короля». Леонардо главным образом выступал в ипостаси королевского советника. Несмотря на возраст и то и дело мучавшие его недуги, да Винчи неустанно рисовал каналы в долине реки Луары, принимал участив в подготовке придворных празднеств.

          Через два года после переезда во Францию художник серьезно заболел: он не мог передвигаться самостоятельно, правую руку парализовало. Вскоре он и вовсе слег. 2 мая 1519 года «универсальный» человек Леонардо отошел в мир иной, окруженный учениками и почитателями. Похоронили его в расположенном неподалеку королевском замке Амбуаз.

          Свои рисунки и бумаги Леонардо да Винчи завещал своему ученику Франческо Мельци, который хранил их на протяжении всей жизни. Но после его смерти все бесчисленные бумаги разошлись по миру, часть утеряны, а часть теперь хранится в разных городах и музеях мира.

         Леонардо да Винчи приписывается множество самых разных изобретений. Среди них изобретение парашюта, велосипеда, танка, колесцового замка для пистолета, катапульты, прожектора, двухлинзового телескопа и даже… робота!

          Вклад да Винчи в мировую художественную культуру поистине неоценим, ведь он выделяется даже в яркой череде гениев, которых подарила человечеству эпоха Возрождения. Благодаря его работам живописное искусство перешло на качественно новый уровень. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движение в сторону реализма, тем более что к тому времени уже многое было известно об анатомии и законах перспективы. Однако в живописном плане художники все еще не могли выбраться из жестких рамок традиций. Линия на картине четко очерчивала предмет, и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо изобрел и воплотил в жизнь новую живописную технику. Для него линия имеет право быть размытой, потому что так мы ее видим. Он осознал, что свет рассеивается в воздухе – так возник прием сфумато, смягчение очертаний фигур и предметов, что позволяет передать окутывающий их воздух. В итоге мы имеем необычно реалистичные и в то же время гармоничные полотна, которые восхищали зрителей сотни лет и продолжают восхищать нас по сей день.

Категория: Мои статьи | Добавил: Ruper (02.12.2015)
Просмотров: 327 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024